В годы коллективизации в нашем селе Тяня была открыта изба-читальня, работников изба-читальни называли избачанами. Избачи проводили разные мероприятия, лекции для жителей села, читали доклады. Их первоначальной задачей было повышение грамотности среди жителей села. Так что же такое изба-читальня? Это центр культурно-просветительной и информационной работы преимущественно среди тружеников села. По вечерам в избе-читальне стали собираться жители села, для которых читались вслух газеты и журналы, откуда они узнавали, что происходит в стране. Самую большую помощь в работе избы-читальни оказывали сельские учителя, которые выступали перед сельчанами с различными лекциями и беседами. Таким образом, изба-читальня стремилась организовать работу так, чтобы как можно больше людей потянулось к грамоте.
В 30-годах в Тянском наслеге организовалась ликвидация безграмотности среди взрослого населения. Вместо избы-читальни был организован ликвидационный пункт. Сотрудников при ликвидационном пункте называли ликвидаторами. Первым ликвидатором в наслеге был Антонов Георгий Трофимович, в 1932 году его сменил Филатов Егор Егорович. В 1932 году по Олекминскому отделу просвещения назначается Бельчусова Варвара Михайловна. Занятия проводились каждый день. Помещением для занятий были колхозный клуб, школа или красный уголок сельского совета.
С марта 1939 года были введены социалистические соревнования по ликвидации безграмотности малограмотности допризывного возраста.
В разные годы работали библиотекарями:
-Баишева Ришель Николаевна
-Сивцева Вера Васильевна
-Габышев Станислав Романович
-Яковлева Ляна Алексеевна
-Сигаева Светлана Павловна
-Сигаева Наталья Спартаковна
-Алексеева Лия Ромаовна
-Нектегяева Татьяна Алексеевна
-Алексеева Валентина Алексеевна
-Габышева Иванна Павловна
-Николаева Снежана Прокопьевна
-Николаева Анастасия Климовна
-Габышева Алла Романовна
Сельская библиотека в наши дни
Сегодня библиотека –это неустанно расширяющий книжный фонд, привлекающий новых посетителей. Библиотека старается находить возможности, чтобы в селе могла выполнять свои основные задачи и функции, важнейшие из которых направлены на удовлетворение образовательных, информационных, культурных и социальных потребностей жителей села.
Услугами библиотеки пользуются читателей, из них – 90 детей до 14 лет, человек –37 молодежь от 15 до 30 лет, около 90 пенсионеров. Книговыдача в течение года составляет 2005 экземпляров, посещения- .
Книжный фонд библиотеки- 3662 экз. книг, удовлетворяет запросы различных категорий пользователей.В его состав входят обычные печатные издания, электронные и периодические издания.
Для читателей оформлены выставки по различным темам, знаменательным и памятным датам, выставки книжных новинок.
2012 году библиотека была оборудована мебелью и компьютерной техникой.
Режим работы:
Основное расписание (1 сентября – 31 мая)
Ежедневно с 10.00 до 18.00
Воскресенье, понедельник — выходные дни:
Последняя пятница месяца– санитарный день
Летнее расписание (1 июня – 31 августа)
Понедельник – пятница с 10.00 до 18.00
Суббота, воскресенье– выходные дни
Последняя пятница месяца– санитарный день
Проект «Фольклор эвенков с.Тяня»
Цель проекта: привлечь внимание молодого поколения к проблеме сохранения фольклора эвенков с.Тяня.
Задачи проекта:
- Провести анкетирование среди населения по вопросам отношения к малым жанрам фольклора в нашей местности;
- Организовать ряд фольклорных мероприятий среди уч-ся разных классов по данной тематике;
- Провести обучение с ребятами младших классов подвижным фольклорным играм;
- Сделать выставку рисунков на данную тему;
- Провести интервью среди «взрослого населения» (Собрать материалы, на примере хороводных песен (тексты), сделать выводы.)
- Выпустить буклет малых жанров фольклора «Голоса моих предков» (по воспоминаниям бабушек и дедушек).
Тип проекта исследовательский
Сроки реализации проекта 2022-2023 г
Проблема: местные жители забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ (устного народного творчества).
Ожидаемые результаты:
- Узнаю отношение населения к малым жанрам фольклора в нашей местности;
- Сделаю выводы, а правда ли малые жанры фольклора являются «сближающим звеном» между поколениями и служат важным моментом в воспитании и формировании личности подрастающего человека.
- Выявить, каким образом можно возбудить интерес к фольклору;
- Организовать ряд фольклорных мероприятий, направленных на решение поставленной нами задачи.
Любить свою родину. Что это значит? Я считаю, что человек, который говорит с гордостью о малой родине, обязан знать её историю и культуру.
Изучение истории родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое и настоящее, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать и свое будущее.
Фольклор играл в жизни эвенков большую роль. Он включал как рациональыне, так и иррациональные знания об окружающей природе, о происхождении окружающего мира, — знания, выработанные сотнями поколений в значительной части на основе наблюдений и опыта. Фольклор отразил и устную историю народа.
Клуб «Книголюбы»
Положение клуба
- Общие положения
- 1 Клуб «Книголюбы» является организационной формой деятельности школьников, созданный для стимулирования интереса к книге и чтению, выявление и привлечение читателей, повышения уровня знаний;
- 2Дата создания: 2022 год
- 3 Девиз клуба: “До чего же интересно все на свете узнавать” ;
- 4Деятельность клуба осуществляет библиотекарь Тянской сельской библиотеки ф.№20;
- 5.Клуб осуществляет свою работу один раз в месяц (в субботу), согласно плану работы.
- 6Участники клуба: 10 чел., учащиеся с 1-4 кл. Тянской средней школы
- Цели деятельности клуба
- Основным направлением деятельности клуба является работа с учащимися 1 – 4 классов;
- Способствовать формированию и развитию творческой, социально активной и законопослушной личности;
- Развитие способностей самостоятельно ориентироваться в библиотеке, получение основных библиографических знаний.
- Задачи клуба
3.1.Формирование устойчивого познавательного интереса членов клуба к интеллектуальной деятельности, положительной мотивации к чтению обучению в школе;
3.2. Воспитание потребности в общении с книгой, другими изданиями, содержащими полезные и нужные сведения;
3.3. Правильно и эффективно работать с книгой, быстро ориентироваться в информационном потоке, извлекая важное, необходимое, полезное;
3.4. Обучение коллективному мышлению, формирование умения решать поставленные задачи в максимально короткий промежуток времени;
3.5. Повышение общей эрудиции членов клуба;
3.6. Развитие способности свободного культурного общения.
План работы
- Январь— Библиотечный урок «История создания книги»
- Февраль— Рекомендательная беседа «Эвенкийские сказки»
- Март— Литературная игра «Старые добрые сказки” посвященная к 200 летию русского писателя, поэта ипереводчика К.И.Чуковского
- Апрель— Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
- Май— Урок мужества «Наши земляки-воины». Громкие чтения стихотворения ВОВ.
- Сентябрь-Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.
- Октябрь— Литературно-поэтический час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать»
- Ноябрь — Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских журналов.
- Декабрь— Урок игра «Мы читатели». Обсуждение прочитанных книг