Перейти к содержанию

История развития Тянской сельской библиотеки ф.№20 

         В годы коллективизации в нашем селе Тяня была открыта изба-читальня, работников изба-читальни называли избачанами. Избачи проводили разные мероприятия, лекции для жителей села, читали доклады. Их первоначальной задачей было повышение грамотности среди жителей села. Так что же такое изба-читальня? Это центр культурно-просветительной и информационной работы преимущественно среди тружеников села.  По вечерам в избе-читальне стали собираться жители села, для которых читались вслух газеты и журналы, откуда они узнавали, что происходит в стране. Самую большую помощь в работе избы-читальни оказывали сельские учителя, которые выступали перед сельчанами с различными лекциями и беседами. Таким образом, изба-читальня стремилась организовать работу так, чтобы как можно больше людей потянулось к грамоте.

         В 30-годах в Тянском наслеге организовалась ликвидация безграмотности среди взрослого населения. Вместо избы-читальни был организован ликвидационный пункт. Сотрудников при ликвидационном пункте называли ликвидаторами. Первым ликвидатором в наслеге был Антонов Георгий Трофимович, в 1932 году его сменил Филатов Егор Егорович. В 1932 году по Олекминскому отделу просвещения назначается Бельчусова Варвара Михайловна. Занятия проводились каждый день. Помещением для занятий были колхозный клуб, школа или красный уголок сельского совета.

С марта 1939 года были введены социалистические соревнования по ликвидации безграмотности  малограмотности допризывного возраста.

В разные годы работали библиотекарями:

-Баишева Ришель Николаевна

-Сивцева Вера Васильевна

-Габышев Станислав Романович

-Яковлева Ляна Алексеевна

-Сигаева Светлана Павловна

-Сигаева Наталья Спартаковна

-Алексеева Лия Ромаовна

-Нектегяева Татьяна Алексеевна

-Алексеева Валентина Алексеевна

-Габышева Иванна Павловна

-Николаева Снежана Прокопьевна

-Николаева Анастасия Климовна

-Габышева Алла Романовна

Сельская библиотека в наши дни

Сегодня библиотека –это неустанно расширяющий книжный фонд, привлекающий новых посетителей.  Библиотека старается находить возможности, чтобы  в  селе могла выполнять свои основные задачи и функции, важнейшие из которых направлены на удовлетворение образовательных, информационных, культурных и социальных потребностей жителей села.

Услугами библиотеки пользуются  читателей, из них  – 90 детей до 14 лет,  человек  –37 молодежь от 15 до 30 лет,  около 90  пенсионеров. Книговыдача в течение года составляет  2005 экземпляров, посещения- .

Книжный фонд библиотеки- 3662 экз. книг, удовлетворяет запросы различных категорий пользователей.В его состав входят обычные печатные издания, электронные и периодические издания. 

Для читателей оформлены выставки по различным темам, знаменательным и памятным датам, выставки книжных новинок.

2012 году библиотека была оборудована мебелью и компьютерной техникой.

Режим работы:

Основное расписание (1 сентября – 31 мая)

Ежедневно с 10.00 до 18.00

Воскресенье, понедельник — выходные дни:

Последняя пятница месяца– санитарный день

Летнее расписание (1 июня – 31 августа)

Понедельник – пятница с 10.00 до 18.00

Суббота, воскресенье– выходные дни

Последняя пятница месяца– санитарный день

Проект «Фольклор эвенков с.Тяня»

Цель проекта:  привлечь внимание молодого поколения к проблеме сохранения фольклора эвенков с.Тяня.

Задачи проекта:

  1. Провести анкетирование среди населения по вопросам отношения к малым жанрам фольклора в нашей местности;
  2. Организовать ряд фольклорных мероприятий среди уч-ся разных классов по данной тематике;
  3. Провести обучение с ребятами младших классов подвижным фольклорным играм;
  4. Сделать выставку рисунков на данную тему;
  5. Провести интервью среди «взрослого населения» (Собрать материалы, на примере хороводных песен (тексты), сделать выводы.)
  6. Выпустить буклет малых жанров фольклора «Голоса моих предков» (по воспоминаниям бабушек и дедушек).

Тип проекта исследовательский

Сроки реализации проекта 2022-2023 г

Проблема: местные жители забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ (устного народного творчества).

Ожидаемые результаты:

  1. Узнаю отношение населения к малым жанрам фольклора в нашей местности;
  2. Сделаю выводы, а правда ли малые жанры фольклора являются «сближающим звеном» между поколениями и служат важным моментом в воспитании и формировании личности подрастающего человека.
  3. Выявить, каким образом можно возбудить интерес к фольклору;
  4. Организовать ряд фольклорных мероприятий, направленных на решение поставленной нами задачи.

Любить свою родину. Что это значит? Я считаю, что человек, который говорит с гордостью о малой родине, обязан знать её историю и культуру.

Изучение истории родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое и настоящее, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать и свое будущее.

Фольклор играл в жизни эвенков большую роль. Он включал как рациональыне, так и иррациональные знания об окружающей природе, о происхождении окружающего мира, — знания, выработанные сотнями поколений в значительной части на основе наблюдений и опыта. Фольклор отразил и устную историю народа.

    Клуб «Книголюбы»

Положение клуба

  1. Общие положения
    1. 1 Клуб «Книголюбы» является организационной формой деятельности школьников, созданный для стимулирования интереса к книге и чтению, выявление и привлечение читателей, повышения уровня знаний;
    1. 2Дата создания: 2022 год
    1. 3 Девиз клуба: “До чего же интересно все на свете узнавать” ;
    1. 4Деятельность клуба осуществляет библиотекарь Тянской сельской библиотеки ф.№20;
    1. 5.Клуб осуществляет свою работу один раз в месяц (в субботу), согласно плану работы.
    1. 6Участники клуба: 10 чел., учащиеся с 1-4 кл.  Тянской средней школы
  2. Цели деятельности клуба
    1. Основным направлением деятельности клуба является работа с учащимися 1 – 4 классов;
    1. Способствовать формированию и развитию творческой, социально активной и законопослушной личности;
    1. Развитие способностей самостоятельно ориентироваться в библиотеке, получение основных библиографических знаний.
  3. Задачи клуба

3.1.Формирование устойчивого познавательного интереса членов клуба к интеллектуальной деятельности, положительной мотивации к чтению обучению в школе;

3.2. Воспитание потребности в общении с книгой, другими изданиями, содержащими полезные и нужные сведения;

3.3. Правильно и эффективно работать с книгой, быстро ориентироваться в информационном потоке, извлекая важное, необходимое, полезное;

3.4. Обучение коллективному мышлению, формирование умения решать поставленные задачи в максимально короткий промежуток времени;

3.5. Повышение общей эрудиции членов клуба;

3.6. Развитие способности свободного культурного общения.

План работы

  • Январь—  Библиотечный урок «История создания книги»
    1. Февраль— Рекомендательная беседа «Эвенкийские сказки»
    2. Март— Литературная игра «Старые добрые сказки” посвященная к 200 летию русского писателя, поэта ипереводчика К.И.Чуковского
    3. Апрель— Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

  • Май— Урок мужества «Наши земляки-воины». Громкие чтения стихотворения  ВОВ.
    1. Сентябрь-Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.
    2. Октябрь— Литературно-поэтический час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать»
    3. Ноябрь — Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских журналов.
    4. Декабрь— Урок игра «Мы читатели». Обсуждение прочитанных книг